Педагогическая цель и метод


В конце 80-х годов, я еще совсем неопытный педагог, задумался о большой и важной проблеме экстенсивности системы образования. С ростом добываемого человечеством знания, система образования требует для себя все больше и больше ресурсов и в том числе времени своих учеников. На сегодня ситуация такова, что время необходимое для подготовки высококлассного специалиста (в любой области) пока не сравнимо с продолжительностью жизни, но уже вполне сопоставимо с наиболее продуктивным периодом интеллектуальной активности. Предполагается, что такое положение вещей вполне естественно и неизбежно. Именно это положение вещей вызвало у меня серьезное сомнение. Сегодня, у меня позади почти 40 лет педагогической деятельности и твердое понимание того, что наращивание интенсивности обучения и трата все большего и большего времени на получение образования не является необходимым. Ниже я представляю свои и теоретически и практически обоснованные взгляды на то, как можно построить образовательный процесс, одновременно эффективный и не требовательный к ресурсам. Практическое обоснование мое - это главным образом моя школа программирования, и ее Хабаровский этап и ныне Казанский, и я полагаю, что полученные выводы имеют общий характер не ограничиваясь какой-то конкретной сферой деятельности. Ниже я буду выкладывать тексты по главам. И последнее замечание. Любая выложенная глава может претерпеть изменения в процессе дальнейшей работы. А окончательный вариант книги будет готов еще очень нескоро.


Предисловие. Цель образования заключается не в передаче учащемуся системы знания, а в преобразовании его личного хаоса в его же личную систему. Элементами системы должны стать: содержательные знания, методы мышления, методы поиска знания в ноосфере общечеловеческого знания, а в качестве стержня личностного развития мы будем с необходимостью видеть личный стиль мышления и личную систему ценностей, каковые можно рассматривать как самый главный результат педагогической работы, который мы называем образованием.

Читать текст предисловия


Глава 1. Цель образовательного процесса. Определение понятия "Знание". К некотором смысле задача образования состоит в том, чтобы вывести интутивные знания на уровень абстрактной идеи, выделить наиболее общие и существенные признаки для построения строгой системы. В этом процессе, большую роль играют наши опытные и бессистемные знания, полученные из личных наблюдений для демонстрации и иллюстрации изучаемых законов и положений. Но эти опытные вещи не исчерпывают содержание человеческого разума готовящегося к получению образования. И сейчас мы подходим к очень важной вещи, анализ которой поможет четче разобраться в самом понятии «Знание».

Читать текст главы


Глава 2. Дисциплина мышления. Необходимо рассмотреть условия при которых мышление может развиваться. Есть ли среди этих условий свобода? Вопрос совершено не праздный. В действительности необходимость свободы мышления очень и очень спорно. Человеческий интеллект - это высокоорганизованная структура и поэтому его развитие и функционирование неизбежно должно подчиняться каким-то законам и ограничениям, как ни странно это быть может звучит, на первый взгляд. Утверждать необходимость свободы достаточно просто и выглядит такая защита привлекательно, но более полезно было бы рассмотреть необходимость дисциплинирующих ограничений.

Читать текст главы