Видео-уроки


Исключительно важный для меня раздел. Здесь вы можете смотреть видеоуроки. В некоторых из них, я просто рассказываю о различных играх из моей коллекции и показываю небольшие демонстрационные партии. Некоторые уроки посвящены моей теории игры. Хочу заметить, что я не излагаю теорию в какой-то системе, поэтому каждый урок имеет самостоятельную ценность. Нет никакой необходимости смотреть уроки в какой-то последовательности. Может быть даже будет правильнее гулять по всему видеокурсу. Уроки невелики по продолжительности, поэтому думаю, они легки для восприятия. А если вам что-то особенно понравилось или наоборот не понравилось пишите. На головной странице этого сайта есть мой электронный адрес и группа в ВКонтакте.

Моя страница попрошайка

Урок №1: Русские столбовые шашки - Если о русских классических шашках можно спорить, являются они русским изобретением или нет, то уж столбовые шашки точно русские. Это первый урок. В нем рассказывается о правилах игры и некоторых её интересных особенностях. Например, в столбовых шашках возможны комбинации по поимке дамки, неисполнимые в шашках обычных. В столбовых шашках, лобовая атака столбика на столбик не всегда приводит к гибели атакующего. А самое главное - возможности столбика изменяются с его ростом, но не всегда в сторону увеличения силы.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №2: Рэндзю - Древняя китайская игра. Правда есть мнение, что игра японская. Впрочем для нас это не важно. Тема лекции не история игры а её правила. Так как лекция первая, то её предмет - правила и цель. Иногда эту игру еще называют крестиками - ноликами. Это не совсем точное сравнение. Природу Рэндзю в значительной степени определяют правила фола, а чтобы их точно понять, нужно уяснить некоторую несложную, но обязательную терминологию. Что такое угроза и какие угрозы в Рэндзю допустимы, также предмет этого урока.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №3: Реверси - Игра появилась не так давно. Есть люди, считающие её родиной, Англию, другие полагают, что Реверси впервые появились в Германии. В этой игре бойцы сражаются за обладание общими шашками, которые по определенным правилам, каждый из них, переворачивает в свою очередь хода. Вот как именно переворачиваются шашки, я и рассказываю в этом уроке, на примере конкретной партии. Должен сказать, что эта игра требует огромной внимательности. Вроде бы несложно следить за всеми возможными направлениями захвата шашек, но тем не менее ошибки всегда возможны.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №4: Мельница - Древняя игра, пришедшая в Россию из Средней Азии. Мельнице, как минимум 500 лет, и говорят, что в неё играл еще сам Тамерлан. Интересна она тем, что игрок может сам придумывать доски для игры, для чего достаточно удовлетворять простому правилу. Несмотря на внешнюю простоту, в Мельнице возможны и комбинационные удары с жертвами и не вполне тривиальные стратегии. Но это первый урок и здесь рассказываются только самые общие вещи, но для начала общие вещи собственно и нужно усвоить.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №5: Го-Бан - Иногда, эту игру рассматривают, как упрощенный вариант Рэндзю. Думаю, это ошибочное представление. Го-Бан совершенно иного сорта игра, состоящая из двух стадий играющихся по разным правилам. Цель обоих стадий игры одинакова, но достичь цели в дебюте (будем так называть первую стадию игры), врядли возможно играя против опытного противника. Дебют в Го-Бан в чистом виде - стадия для подготовки к будущему сражению и если дебют сыгран удачно, то вторую стадию можно завершить буквально за несколько ходов.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №6: Арифметические игры - Есть игры стратегические, я имею ввиду не стрелялки и догонялки конечно, а игры с полной информацией, с хорошим интеллектуальным содержанием. А есть игры арифметические. Успех в таких играх полностью определяется способностью игроков быстро и точно считать. Иногда арифметические игры содержат какое-то правило - секрет, знание которого позволяет выигрывать, но это правило далеко не всегда легко обнаружить.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №7: Война башен - Совсем молодая игра, появившаяся в Соединенных Штатах Америки. Её второе название, а может быть и первое, - шашки "Фокус". Я не знаю в чем тут фокус или причем тут фокус, потому предпочитаю первое название. Игра очень агрессивна. Жесткая борьба начинается с первого хода, и проиграть партию неудачными первыми ходами вполне возможно, поэтому здесь нужен тщательный просчет вариантов на несколько ходов уже в дебюте. Еще игра интересна тем, что башни изменяя свою высоту наращивают силу, это обстоятельство безусловно усложняет игру.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №8: Контроль пространства на примере Рэндзю. Понятие контроля пространства встречается во всех играх ведущихся на досках. И его интепретация лишь меняется от игры к игре. На мой взгляд возможно общее определение этого принципа. С моей точки зрения, контроль пространства - это возможность создавать эффективные угрозы на данном участке поля. Различие от игры к игре заключается в понимании того, что является эффективной угрозой. В Рэндзю, это например, создание двух или более троек или прикрытых четверок.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №9: Контроль пространства на примере Реверси. Еще один пример понимания принципа контроля пространства. В силу природы игры Реверси, здесь определение эффективной угрозы несколько сложнее, нежели в Рэндзю. В Реверси в определении эффективной угрозы надо учитывать геометрию поля, она самым существенным образом влияет на ход игры. Можно даже сказать, что есть один фактор - захват угла, который не просто влияет на игру, а определяет её ход, на этом "географическом" факторе и основано определение угрозы в Реверси.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №10: Контроль пространства на примере Мельницы. Тема этой лекции, опять контроль пространства, только сейчас в качестве содержательного примера взята игра Мельница. В примере Реверси, это лекция выше, я уже показал, что вопросы контроля пространства напрямую зависят от геометрии. Идея эта находится на уровне здравого смысла, но вот выделить особенности геометрии и увязать их с определением понятия эффективной угрозы не всегда просто. Давайте посмотрим, как это можно сделать для Мельницы.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №11: Гексогональные шахматы Шафрана. Это вводная лекция, рассказывающая об очень интересном варианте шестигранных шахмат, придуманном советским геологом Иосифом Шафраном. Эти шахматы не стали популярной игрой, как и шахматы Глинского, но на мой взгляд, эта игра действительно интересна и хорошо подходит для изложения моих игровых принципов. Но так как эта лекция первая, здесь не будет никакой теории, сейчас я просто покажу чем эти шахматы отличаются от классики, чем они так сказать интересны.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №12: Три игры - одна идея. Я уже говорил, что моя цель - изложение своего понимания общей теории игры. Я уверен, что есть набор идей и игровых принципов переходящих от игры к игре и везде работающих эффективно. Тема этой лекции - цугцванг. Термин шахматный, но я попробую раскрыть его содержание сразу на трех совершенно различных по технике играх: шахматах, реверси, русских шашках. И заодно обсудим общую причину этого игрового явления. Игры разные, а причина одна.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №13: Стандартные технические приемы. В большой и сложной игре, такой как Шахматы или ГО для успешной игры необходимо уметь выстраивать стратегический план борьбы. Мыслить стратегически, однако, очень сложное занятие, недоступное начинающему игроку. Но в каждой игре есть набор стандартных тактических ударов, знание которых позволяет вести игру достаточно грамотно и довольно успешно.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №14: Стандартные технические приемы. Вторая лекция, посвященная стандартным тактическим приемам. В какой-то степени эта лекция продолжает материал предыдущей, но здесь идея существования базовых приемов показана на несколько более сложной игре - русских шашках - поддавках. Поддавки, на мой взгляд, игра немного более простая нежели традиционные шашки, но тем не менее в этой игре есть свои изюминки.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №15: Эвристические стратегии. Стратегия - это система принципов, позволяющая определять наиболее эффективный ход. А термин "эвристическая", означает, что построение стратегии опирается на правдоподобное суждение о природе игры. В этой лекции рассмотрен пример построения эвристической стратегии игры Реверси. Игра несложная, но трудно поддающаяся обычному анализу в силу того, что игроки ведут игру используя ообщие ресурсы.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №16: Игра Сиджа. Как-то общепринято, что высокоинтеллектуальные игры создавали на востоке и в Европе. Сиджа пример очень любопытной игры, придуманной в Западной Африке. Впрочем было время, там существовали очень серьезные цивилизации, один Древний Египет чего стоит. Еще игра любопытна тем, что в ней зашита возможность перевода партии в форсированное русло, собственно это и есть цель игрока.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №17: Ключевая идея. Я полагаю, что вся информация необходимая для принятия решения о ходе уже заключена в имеющейся позиции. Собственно, поэтому игры о которых я рассказываю и называются играми с полной информацией. Конечно речь не идет о том, чтобы вычислять правильный ход с математической точностью. Я лишь полагаю, что ход можно устанавливать с помощью некоторой цепочки логических выкладок и чем эта цепочка качественнее, тем выбранный ход эффективнее. Эта лекция представляет собой иллюстрацию высказанной идеи.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №18: Шашматы Соломона Голомба. Игра представляет собой симбиоз Шахмат и Шашек. И этот симбиоз настолько удачен, что Шашматы нельзя представлять, как механическое соединение двух игр. В этой лекции я показываю пример партии в которой белые наносят сильный удар уже в дебюте, почти как детский мат в шахматах, но в ответку получают еще более сильный контрудар, показывающий насколько может быть богата игра соединяющая в себе лучшие стороны двух наиболее популярных человеческих игр. И это несмотря на то, что Шашматы как и Шашки используют только половину доски.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №19: Потенциал начальной позиции. Большинство игр начинаются не на пустой доске, а с уже расставленными фигурами. И в этой стартовой позиции зашиты семена всех будущих атак и стратегических вариантов развития. Поэтому, так важно исследовать возможности исходной расстановки фигур. Сиджа очень хороша для демонстрации важности такого анализа. Сиджа игра двухстадийная и в ней начальная позиция не определена жестко, как например в шахматах, шашках и т.д. Здесь неудачная расстановка камней может привести к быстрому поражению, как первого, так и второго игрока.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №20: Вывод хода средствами логического анализа. В этой лекции я рассматриваю два примера шахматной композиции: двухходовку Леонида Куббеля и этюд Рихарда Рети. На этих двух примерах, я хочу показать, как можно не перебирая дерева вариантов найти один единственный эффективный ход. Это действительно возможно, ведь не зря игры исследуемые на этом сайте называются играми с полной информацией. Надо так полагать, что все, что нужно знать для вычисления хода уже заключено в позиции созданной на доске. Название, так сказать, обязывает.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №21: Атари-Го. Вводная лекция по игре Атари-Го. Эта игра была придумана, как облегченный вариант игры Го. Правда с одной стороны, вариант получился слишком облегченный, то есть настолько, что от Го здесь мало что есть. С другой стороны в игре есть своя собственная прелесть, делающая игру интересной вне зависимости от старшей сестры. В лекции показаны две вещи. Во-первых, как нельзя играть и во-вторых, показан математический принцип, позволяющий принимать игровое решение.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №22: Борьба за пространство. Понятие игрового пространства является ключевым во многих играх. Но пространство само по себе, это не более чем возможность организации боеспособных конфигураций фигур. Поэтому захват пространства, контроль над ним, сам по себе большого значения не имеет. Важно как на поле взаимодействуют фигуры. В фигурных конфгурациях есть ключевые пункты и именно по ним и следует бить вторгаясь в игровое пространство противника. Пример такого удачного вторжения показан в этой лекции на примере игры "Война башен".

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №23: Искусство контрудара. Когда на вас нападают, можно отбиваться нейтрализуя конкретные угрозы, но можно пропустить удар, если он не приводит к непоправимым результатам и в последующей игровой позиции нанести удар более сильный. Искусство контрудара одно из важнейших игровых искусств. В лекции на примере партии Мельницы показан пример, как это выглядит. Правда надо заметить, что прием довольно опасный, так как нет общего правила позволяющего определить, даст ли контрудар достаточную компенсацию, но все же прием достоин внимания.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №24: Достаточность стратегического перевеса. Игровую партию можно условно разделить на две стадии: накопление стратегического перевеса и вторая часть - это один или серия тактических ударов приводящих к победе. В этом деле очень важно оценить накопленное стратегическое преимущество, оно не обязательно окажется достаточным. В случае ошибки, перевес будет растрачен впустую, после чего окажется возможной успешная контратака. В приведенной партии, зеленые получив минимальный перевес, провели решающий удар, но могли и проиграть. Попробуйте найти проигрышный вариант.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №25: Борьба за обладание игровым пространством на примере ГО. Во всех играх, ведущихся на досках, перед игроком стоят задачи: захвата части доски и удержание того что получилось взять. Кроме того, необходимо помешать противнику сделать тоже самое. А если оппонент все же смог закрепиться на каких-то пунктах, то желательно его сбить с захваченных позиций. В лекции, на примере Игры Го показано как решаются эти задачи несложными средствами.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №26: Техника ближнего боя, на примере Добутсу Сеги. Любой план игры завершается тактической борьбой на небольшом пространстве, ведущейся несколькими фигурами. Для того, чтобы этот игровой этап прошел успешно важно соблюсти несколько принципов. Первый - все фигуры атакущей группы должны быть взаимозащищены. Второй - все фигуры атакующей группы должны иметь хотя бы минимальную свободу перемещения. Третий - из всех возможных продолжений надо выбирать ход, ограничивающий свободу передвижения фигур противника. В лекции на примере японской игры Добутсу Сеги показано, как работают эти принципы.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №27: Игра от обороны. Из истории военного искусства мы знаем, что оборонительная стратегия применялась в том случае, когда нападающие имели существенное материальное превосходство. В наших играх, оба игрока имеют одинаковые стартовые условия. Имеет ли оборонительная стратегия в таких условиях какое-либо обоснование? Психологическое да, имеет. Отдавая оппоненту инициативу, мы передаем ему и обязанность принимать решение, что всегда непросто. А вот есть ли в оборонительной игре интеллектуальное обоснование - большой вопрос. И эта лекция попытка на него ответить.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №28: Партия в Русские столбовые шашки. Этой лекцией я начинаю серию уроков "без теории". В том смысле, что я буду просто играть осмысленные партии, с целью показать особенности игры, какие-то стандратные комбинации и тактические приемы. В общем я буду просто играть и конечно комментировать происходящее. Такой способ обучения, как говорит мой опыт, возможно самый эффективный в отношении новичка в искусстве игры, а матерых, опытных игроков для которых интересны теоретические изыски, сейчас все меньше и меньше, к моему большому сожалению.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №29: Партия в Мельницу. Я опять просто поиграю. На этот раз моя игра - Мельница. Из этой партии можно извлечь целых две больших морали. Во-первых, не всегда потеря камня на первой стадии - это катастрофа. И во-вторых, свобода движения - это настолько серьезный ресурс, что для его получения можно пойти на гамбит. Эта партия по сути пример гамбита. Одна из сторон теряет камень, но приобретенное пространство позволяет оформить быстрый и эффектный разгром оппонента. Хотя и делать это пришлось аккуратно. Неловкое движение могло привести к появлению у противника еще большей свободы.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №30: Партия в Сиджу. В Африке тоже играли в очень интересные и непростые игры. Сиджа одна из них. В этой партии, мы рассмотрим чем грозит отказ от суворовского принципа - "Лучшая защита это нападение". Оказывается партию можно сдать буквально за один - два хода. Конечно, надо сказать, что в этой партии используется минимальная доска, но такое развитие событий, как показано в видео-уроке вполне возможно и на досках больших размеров. Такова природа Сиджи, допускающей быстрый переход игры в форсированную стадию.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №31: Партия в Го-Бан. Китайская игра, по целям похожая на Рэндзю. Но есть два важных отличия. Во-первых, игра ведется ограниченным количеством камней. Во-вторых, в Го-Бан отсутствуют правила фола, чем сильно осложняется положение второго игрока. Партия приведенная в видео-уроке - учебная, но в ней есть серьезная мораль. Для решения игровых задач всегда нужно два ресурса. Это пространство и достаточное количество камней (фигур). Конечно немаловажно и фигурное расположение, но зачастую просто достаточное их количество создает и тактические возможности.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №32: Немного поиграем в Таврели. По легенде Таврели - это древнерусские шахматы. Не знаю насколько они древние на самом деле, но игра интересная, намного сложнее классических шахмат. В видео-уроке показан один очень простой дебют и четыре тактических приема недоступные для шахмат. Урок не содержит сложного материала, это мой первый заход на Таврели в этом видеокурсе и конечно же я планирую уделять Таврелям внимание и в дальнейшем.


Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №33: Структура доски, как стратегический фактор на примере Реверси. В любой игре структура доски имеет значение. Наиболее часто, ситуация такова, что захват той или иной части доски и выстраивание грамотной фигурной структуры дает рещающее стратегическое преимущество. Но бывает даже и так, что определенные поля имеют собственный смысл, и могут быть целью игровой борьбы. В этом видео, на примере партии Реверси, показано что потеря стратегически важных полей, может быстро привести к полному разгрому.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №34: Рассада. Замыкание области игрового пространства. Любая игра с полной информацией интересна тем, что ее невозможно полностью просчитать. Это создает необходимость выработки сложных стратегий поведения. Есть набор приемов помогающих организовать процесс разработки стратегии. Один из таких приемов рассмотрен в этом видео на примере топологической игры Рассада. Его суть в том, что слишком большое пространство возможностей, разбивается на независимые или относительно независимые области, просчитать игру в которых уже проще.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №35: Еще одна партия в Таврели. Главная изюминка этой игры заключается в способности таврелей вставать друг на друга и в нужный момент спрыгивать. Это создает массу комбинационных возможностей недоступных для классических шахмат. Но это я не к тому, что классические шахматы слабая игра, а к тому, что Таврели игра сильная и интересная. В этом видеоуроке показан несложный дебют, который становится возможным только в силу упомянутых особенностей. Обратите внимание, насколько быстро и динамично развивается ситуация. Динамизм Таврелей требует постоянного напряжения игрока. Ситуация на доске всегда многовариантна и неоднозначна.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №36: Буга Шыдыраа. Тувинская национальная игра. Ее особенность в том, что игроки используют разные фигурные наборы, и добиваются различных игровых целей. Один игрок воюет бугами (быками) и стремится срубить 16 оолдаров. Второй играющий оолдарами должен поймать быков. Игра не сбалансирована по возможностям. Оолдары явно имеют преимущество, но это не делает игру менее интересной. Очень любопытно игровое поле. Его геометрия самым серьезным образом определяет игровую стратегию, и требует различных тактических приемов в зависимости от того на каком участке поля идет борьба.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №37: Анализ шахматной партии Морфи-Андерсен. На примере этой партии двух мастеров 19 века, я еще раз показываю технику анализа без перебора вариантов. В перспективе я хочу показать, что извлекая максимум информации из текущей позиции, можно до минимума свести необходимость просчета вариантов. Говорят, что когда Капабланку спросили как глубоко он считает партию, он ответил, что на один ход. Возможно, он так сказал для красного словца, но я не сомневаюсь, что в этом есть очень большая доля правды.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №38: Комбинационная борьба. Циклические шашки. Игровая ситуация в которой возможен комбинационный удар, отличается от всех прочих позиций по ряду свойств. Одно из таких качеств комбинационной ситуации - это возможность для игрока вынудить противника делать определенные ходы. В уроке показаны примеры комбинационных ударов на материале Циклических шашек. Это очень динамичная игра, дающая игроку большую свободу передвижения шашек и как следствие значительно большие, нежели в классических русских шашках тактические возможности.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №39: Немного поиграем в Войну башен. Есть особый класс игр, так называемые столбовые игры, где фигуры можно устанавливать друг на друга существенно изменяя их игровое качество. Таких игр довольно много и они весьма сложны. Война башен, на мой взгляд, несет в себе все основные черты и качества столбовых игр, но при этом она достаточно проста для восприятия, в отличие от, например, Таврелей. В этом видео-уроке показана короткая партия, основная мораль которой - цена одной ошибки. Так бывает в Войне башен - одно неудачное решение и позиция разваливается мгновенно.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №40: Определение хода средствами логического вывода. Еще один урок , где я на шахматном материале показываю, как определять ход средствами логического вывода. Для иллюстрации взята трехходовка Куббеля и этюд Ринка. Главная идея лекции - необходимо провести анализ функционала фигур стоящих на доске. Это поможет определить, какая из них загружена смыслом полностью, а какая имеет некоторую свободу для передвижения и может быть использована для дальнейшей игры. Еще раз продемонстрирован метод исключения, смысл которого в вопросе - а что будет если фигуру просто убрать с доски.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №41: Метод индукции в игровом анализе. Обычно, игровая теория строится эмпирическим путем. То есть наигрывается большое количество партий, затем этот материал анализируется с целью получить какие-то общие правила. Это совершенно нормальный путь получения нового знания, используемый и наукой. Но как и в науке, хотелось бы, эмпирический путь немного оптимизировать. Для этой цели существуют хорошо разработанные методы логики, вполне применимые и в игровом анализе. В этом уроке на примере арифметической игры Ним, показано, как для этой цели можно использовать метод индукции.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №42: Влияние геометрии доски на стратегию и тактику на примере дебюта шахмат Исака Шафрана. Безусловно, сложная геометрия приводит к усложнению игры, но я хотел бы уточнить. Более сложная геометрия создает прежде всего атакующие возможности. Конечно, можно показать и очень серьезные примеры стратегического плана, то все же тактика здесь на первом месте. На геометрически сложных досках, игра развивается быстрее, динамичнее и цена ошибки здесь выше. Приведенный в уроке пример показывает, как атака белых может начаться уже буквально на первом ходу и быстро перейти в форсированное русло.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №43: Немного поиграем в Шашматы Соломона Голомба. В шашматной партии, приведенной в этом уроке, есть серьезная мораль. Белые ставят дебютную цель и планомерно ее реализуют, добиваясь серьезного стратегического успеха. И в том момент, когда позиция черных оказывается сильно зажатой, фигуры не играющими, со стороны черных следует сильный тактический удар, кардинально меняющий расклад в партии. А мораль такова - удачная тактическая идея может возникнуть и в отсутствии стратегических предпосылок, буквально на ровном месте, особенно в такой игре как Шашматы, объединяющие комбинационные возможности двух игр.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №44: Еще одна африканская игра - Болотуду. Игра двухстадийная. На первом этапе игроки выставляют камешки, на втором атакуют друг друга. В этой игре есть пара интересных особенностей. На первой стадии игрок в свою очередь хода выставляет не один камень, а два. Таким образом обычная фора первому игроку несколько больше, чем это обычно бывает. На второй стадии рубка осуществляется не потому, что фигуры сошлись на расстояние удара, а потому что атакущие камни сильнее атакуемых и такое положение вещей достаточно нетипично.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №45: Анализ шахматной партии Портиш - Бенко. Английское начало. В этой партии проиллюстрирована интересная шахматная идея. Если захвачена центральная вертикаль, королевская или ферзевая, это рассекает позицию противника, лишает его фигуры маневренности, после чего небольшой тактический удар может решить исход игры. В этой игре мастер Портиш смог захватить ферзевую вертикаль, после чего его оппонент, уже только защищался, и несмотря на все усилия, неуспешно.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №46: Игра Сигма. Это игра моего авторства. В уроке нет анализа стратегии, тактических приемов. Только рассказ о самой игре. Для того чтобы играть в Сигму, достаточно кучки камешков или коробки спичек. Игра несложна, но если играть большим количеством кучек, со значительным количеством камней в них, то партия может продлится несколько десятков ходов и тогда игрокам будет о чем подумать. В целом я думаю, эта игра представляет собой достаточно интересное интеллектуальное развлечение, к тому же, я повторюсь, не требует никакого инвентаря, кроме того, что можно найти под рукой.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №47: Немного поиграем в Добутсу - Сеги. В этом уроке никакой теории, просто три небольших фрагмента Добутсу-Сеги. Эта игра была придумана для популяризации классических Сеги или как их еще называют Японских шахмат. Сеги довольно сложная игра. В Добутсу от Сеги оставлена возможность брать вражеские фигуры себе. В остальном Добутсу отличается довольно сильно. Очень маленькая доска, у игроков только по четыре фигуры. Но что интересно, как оказалось, эти очень маленькие Сеги довольно непростая игра, партию которой можно играть очень долго, как шахматную.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №48: Анализ игры Кейлеса. Я уже рассматривал логические методы игрового анализа. По моему глубокому убеждению, для того чтобы выстроить разумную стратегию игры, не обязательно наигрывать много партий. Есть общие подходы дающие информацию из определения игры, плюс минимальный игровой опыт. Как выполнять такой анализ, я уже показывал на примере игры Ним. Предмет этого урока - игра Кейлеса. Тоже довольно простая игрушка, но в отличии от Нима уже не алгоритмическая, то есть разобрать ее до конца и получить выигрышную стратегию нельзя, но кое-что все же возможно и здесь.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №49: Форма игрового поля в Мельнице. Мельница одна из наиболее популярных нестандартных игр. Ее радикальное отличие от других интеллектуальных занятий на досках состоит в том, что для этой игры можно придумывать различные доски, но в этой игре форма доски влияет на слишком многие вещи. Можно даже придумать доску, создающую на первый взгляд интересную игру, но по факту дающую одному из противников гарантированый выигрыш. В этом уроке показаны две малые доски, одна из которых именно такая, дающая первому игроку решающий перевес.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube

Урок №50: Брюссельская капуста. Игры придуманные математиками - важная часть моей коллекции игр. Брюссельская капуста - игра из класса математических. Все что нужно для этой интеллектуальной забавы - лист бумаги и карандаш. А лучше два разноцветных карандаша. Игру нельзя назвать сложной, но она как и многие топологические игры допускает естественное усложнение. Начинается партия в Брюссельскую капусту с нескольких нарисованных крестиков, и чем их больше, тем игра сложнее и интереснее. Брюссельская капуста это более сложный вариант игры Рассада видео которой тоже есть на моем канале.

Смотреть это видео на YouTube     Смотреть мой канал на YouTube