Прикладная философия игры

 


Возможно самый сложный и самый содержательный раздел моего сайта, хотя и наименее зрелищный. За десятки лет изучения игр, я пришел к убеждению возможности общей теории игры, которая бы включала в себя и стратегические принципы построения партии, и исторические аспекты и роль игры в формировании интеллекта. В общем, я предлагаю смотреть на игру, как составную часть общечеловеческой культуры. В разделе я помещаю текстовые лекции по самым разным вопросам. Когда-нибудь, в перспективном будущем я хочу написать большую книгу в которой изложу свои взгляды на теорию игры в системном виде. Но это в будущем. Здесь же никакой системы нет. Каждая статья - это законченное изложение одного небольшого вопроса. В своих текстах, я старался не увлекаться сложными логическими построениями, поэтому статьи вполне доступны для чтения неподготовленного человека.

Статья 1. Сеги - игра самураев. Есть предположение, что японские шахматы, как иногда называют Сеги, произошли от китайских шахмат. Но в любом случае, японцы подошли к развитию национальной игры исключительно творчески. Сеги по своим свойствам настолько отличны от всех других игр шахматного плана, что эту игру можно считать совершенно самостоятельной. Например, только в Сеги ни одна из фигур не покидает поля боя до конца игры, переходя от одного противника к другому. В Сеги реализована своего рода реинкарнация, дающая фигурам новые свойства. И Сеги очень острая игра, практически не дающая возможности играть на ничью.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 2. Русские шашки. Максимум возможностей при минимуме ресурсов. Возможно русские шашки не придуманы в России, может быть они появились в нашей стране независимо от Европы, Египта или Азии, но во всяком случае в России для развития этой игры сделано так много, что наш народ вполне может считаться создателем этой игры. Первое упоминание о шашках на Руси датируется десятым веком, а первый всплеск большого интереса на эпоху Петра Великого. И что немаловажно, шашки были очень популярны именно среди простанародья.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 3. Три принципа создания правильной игры. Кажется, что сложного в создании новой игры. Придумал доску, наставил на неё фигур, придумал правила хода и все. Однако, это не совсем так. Если быть более точным, это совсем не так. Есть определенные принципы построения игровых правил, несоблюдение которых приведет к неинтересной и нежизнеспособной игре. В этой лекции, я попробовал разъяснить истоки и важность трех из них, на мой взгляд наиболее значимых. Правда должен предупредить, что для полного понимания этой лекции, придеться познакомиться с моей коллекцией более внимательно.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 4. Стратегические идеи Большой Игры: минимакс, фактор пространства. Кое-что можно сказать об общих принципах игры, зная только то, что это игра с полной информацией. Намного больше возможно утверждать опираясь на знание особенностей игрового поля. А именно, анализ игрового пространства поможет сформулировать стратегические цели, хотя и не даст методов их достижения. Это уже как говорится, совсем другая история.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 5. Разработка эвристической стратегии. Эвристика - это правдоподобное утверждение, позволяющее выработать разумную линию поведения даже в условиях большого количества неясных вариантов развития событий и нехватки точной информации. Эвристическое мышление - это штука фундаментальная, выходящая далеко за пределы теории игры, но в нашем игровом деле тоже далеко не лишняя, а иногда и сверхполезная.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 6. Ход можно логически вывести. Наверное хотелось бы уметь вычислять ход по каким-то точным формулам. Однако это невозможно, так как ни для одной из игр, даже для такой разработанной, как шахматы нет хорошо математизированной теории. И даже более того, вполне возможно, что такая теория в принципе невозможна. Однако это не означает, что также невозможны средства логического вывода хода. Данная статья представляет собой первый заход на проблему логического вывода хода.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 7. Вывод хода из природы игры. Здесь более детально продолжается тема, поднятая в предыдущей лекции, а именно как, пользуясь, средствами логического вывода определять наиболее эффективный ход. В качестве иллюстративных примеров используются как фигурные, так и позиционные игры, для этих двух видов игр теоретические вопросы решаются несколько по разному, хотя конечно есть и некоторые общие моменты, позволяющие объединять их в общей теории.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 8. Ключевые игровые идеи. В этой статье рассматривается несколько игр: Сиджа, Реверси, Го-Бан, Рэндзю, игра Кейлеса. И на всех этих примерах показывается, что в основе игр лежат ключевые идеи позволяющие выстраивать разумную игровую стратегию без глубокого анализа вариантов. Этот подход по всей видимости можно распространить и на сложные фигурные игры, такие как классические шахматы. Хотя конечно на такого рода играх отличие будет не в сложности фигурных конфигураций, а в их динамических возможностях.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 9. Собственная сила фигур. В этой статье я рассматриваю методики счета собственной силы фигур в играх с большим разнобразием фигур (больше двух). Главная идея статьи - двухуровневая оценка фигуры, считаемая на основе свойств фигуры которые она имеет находясь на полностью пустой доске. Оценка объясняет некоторые важные фигурные свойства и не только в шахматах. А идею двухуровневых оценок я впервые (для себя впервые) описал в своей книге "Романтика искусственого интеллекта", Москва, ДМК-Пресс, 2017 год.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 10. Оценка фигурных структур. Статья представляет собой попытку подвести математику под оценку качества игровой позиции. Эта проблема в теории пока решается на качественном уровне, а количественный уровень - это скорее оценка на основе экспертного игрового опыта. Пр наличии большого экспертного опыта такой подход работает, но проблема в том, что для общей массы игр никакого собщества нет, поэтому хотелось бы все-таки получить какой-то общий подход, содержащий строгий алгоритм счета. В статье предлагается два варианта определения.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 11. Конструирование игр. Игротехника - это инженерная дисциплина, описывающая принципы конструирования игр. С моей точки зрения этот конструктор составляется из ответа на четыре вопроса. Первый - какова будет геометрия поля. Второй - геометрия хода, Третий - техника образования фигурных структур. Четвертый - ограничения игровых возможностей. Удачные ответы на эти вопросы - основа конструирования игры. В статье также показаны некоторые возможности, которые обещают создание интересных игр, но эти возможности пока разработчиками совершенно не используются.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 12. Подготовка и реализация тактического удара. Тактический удар - это очень тонкая материя. Зачастую для его реализации даже нет необходимости в стратегическом перевесе. Но все же наиболее типична ситуация, когда игрок планомерно ход за ходом наращивает стратегическое преимущество и когда оно достигает некоторой критической величины наносит решающий удар, приносящий если не победу, то существенный материальный выигрыш. Тема этой лекции, именно такие стратегически обоснованные тактические варианты.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 13. Шахматы в эпоху Средневековья. Я разделяю европейскую игровую эпоху на несколько периодов. В первый, дошахматный период - игра это не более чем развлечение. С появлением шахмат, игра становится средством поиска новых моделей общественного устройства. Однако шахматы не оправдали надежд философов и мистиков, оставшись только игрой. На следующем этапе шахматы стали инструментом развития игрового мышления, что было связано с общим усложнением общественной жизни. И наконец ближе к закату эпохи Средневековья начинается эпоха шахматного мастерства, когда игра становится самостоятельной ценностью.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 14. Связность игровой позиции. В играх на досках, есть один крайне важный вопрос - насколько игрок обязан контролировать всю доску? Я имею ввиду не психологию внимания, а распределение ресурсов. Проблема заключается в том, что в любой достаточно сложной игре, просчитать ситуацию на всей доске для человеческого ума невозможно, поэтому хотелось бы иметь возможность ограничивать свой анализ какими-то локальными задачами, решение которых дает и общее улучшение позиции. В статье рассматривается общая идея, позволяющая в какой-то степени разбивать игру на изолированные игровые задачи.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 15. Математическая теория игр. Современная теория игр, представляет собой очень большую и развитую теорию. Разумеется моя идея написания этой статьи далека от монографии, здесь изложены только самые, самые начала. Я в статье хочу показать, что может дать математика, если мы определим значения вероятностей предполагаемых решений игроков. К сожалению, если о вероятностях ничего не известно, то математика мало что может сказать, но такова теория. Она изучает формализованную модель действительности и всегда есть большой вопрос, насколько эта формализованная модель соответствует реальности.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 16. Задача тысячелетия. Это глава из моей книги "Романтика искусственного интеллекта". Это первая глава книги, поэтому она всего лишь о постановке задачи, что специалисты сегодня называют искусственным интеллектом. Смею вас заверить реальное понимание этого термина очень существенно отличается от возможного бытового восприятия. Ограничение в понимании задачи привело к тому, что реально системы искусственного интеллекта уже существуют и обслуживают самые различные потребности экономики и общества, хотя по своим возможностям они как и прежде неимоверно далеки от интеллекта человеческого.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 17. Десять принципов Мультиигры. Мой опыт обучения играм говорит о том, что использование в учебном процессе значительного количества игр не минус, а очень даже серьезный плюс, при условии конечно, что цель обучения не подготовка чемпионов, а общеинтеллектуальное развитие. А на самом деле эта цель для большинства детей начинающих обучаться шахматам или другой игре, именно такая. Я в статье сформулировал десять принципов построения такого учебного процесса. Замечу также, что это не завершенная методика, а лишь принципы. Методику каждый педагог делает все равно под себя.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 18. Вычисление матрицы хода. Обычна ситуация, когда правило хода для фигур на досках определяется фиксированно. Некоторое разнообразие вносят столбовые игры, в которых, в процессе игры фактически появляются фигуры с новыми свойствами, но и там разнобразие свойств ограничено. В этой статье я показываю, что правило хода для фигур на досках можно перевычислять в процессе игры используя несложные математические преобразования. Достаточный набор таких преобразований может создать игру, в которой любую фигуру можно перевычислить, и это будет не произвол игрока, а чистая математика.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 19. Шахматы и система образования. Шахматы уверенной поступью идут в школу. Поступь эта такова от осознания неизбежности решения шахматным предметом задачи, над которой бьются педагоги сотни лет. Но совершенно непонятно, почему предполагается, что шахматы могут то, что не может математика или литература. Почему считается, что шахматы будут интересны массовому ученику. И почему вообще педагоги решили, что шахматы обладают свойствами недоступными другим предметам, а может педагоги здесь не причем, а решение пролоббировано шахматистами, уверенными в своем понимании проблем педагогики. А по моему, мы получим в сухом остатке, рост учебной нагрузки на школьников и еще один скучный предмет.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 20. История развития идеи игры. Игровая культура человечества состоит из огромного количества игр. Но как бы их ни было много, базовых идей из которых собираются игры как из конструктора всего несколько. Это идея игрового пространства, идея фигуры, идея захвата игрового материала, идея игровой цели. Статья не историческая, хотя в названии и стоит слово "История". Скорее это статья о том, как развивались упомянутые выше идеи. И это развитие не во времени, так как процесс шел разнонаправлено в разное время и в разных странах и культурах.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 21. Аксиомы теории Игры. Это первая прикидка большой работы. В сущности это не вполне аксиомы, точнее базовые утверждения, опираясь на которые можно делать какие-то выводы и строить игровую стратегию. И конечно же приведенный текст, не окончательный вариант. Я так думаю, что эту систему аксиом еще будет необходимо существенно дополнить, а то, что уже есть наверное нуждается в более отработанных формулировках. Но я так думаю, что методологически, это уже верно и достаточно понятно, что я хочу получить в итоге, в некотором обозримом будущем.

Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки

Статья 22. О спасительном случае. Несколько замечаний по заданной теме (Семен Игрунов, г. Балахна). Будущее любого процесса трудно предсказать в конкретных, но важных деталях, и при этом значительно проще предвидеть глобальную динамику и те следствия общего характера, что как раз определяются диалектикой развития. Сколь заметен прогресс прикладных (алгоритмических) методов реализации внутренней механики игровых приложений! Как далеко зашла эволюция аппаратных средств, подталкиваемая именно непреодолимым желанием дальнейшего роста реалистичности визуальной составляющей компьютерных игр!
Текст лекции       Ссылка на коллекцию игр       Ссылка на видеоуроки