Звезда Владислава Косарева на российском музыкальном небосклоне зажглась не так давно, однако об этом артисте, его вокальном мастерстве, ярком и выразительном голосе сказано и написано уже много, но, как известно, не техническое, пусть даже и самое совершенное исполнение делает певца настоящим творцом. Идя на разговор с Владиславом, мы приготовили много традиционных, журналистских вопросов, но по настоящему хотелось услышать ответ только на один – почему нам нужны именно эти песни? Те, которые звучат на его концертах...

Я не люблю слово «провинция». Я люблю слово «Россия».

В.К. Я уверен, что музыкальная, песенная культура народа заложена в человеке очень глубоко, где-то на генетическом уровне. Ее интонации, ритмы, энергия родились от земли, от природы, среди которой жили наши предки. У этих песен часто нет композиторов, авторов или их никто не помнит, но они созвучны душе каждого человека, который живет в России, их можно петь в любой компании, или просто для себя, для души. Говорю сейчас не только о народной песне, но и русском романсе, о советской эстраде, уже ставшей классикой.

- Какое место в вашей музыкальной жизни занимает семья?

В.К. Думаю, что как минимум половину того, что я получил как музыкант, дали близкие и родные мне люди. Я вырос в очень музыкальной семье. Среди нас не было профессионалов, но все великолепно пели: отец, мама, бабушка, а дед вообще был первым гармонистом на деревне. Большая часть моего детства прошла в деревне на юге смоленской области, где любое застолье, любой праздник не обходился без песни….

- А сейчас народ перестает петь. Почему?

В.К. Сложно сказать. Наверное, потому что люди сейчас очень сильно разобщены, особенно в больших городах. Мы зачастую знаем только соседей по лестничной клетке, да и то не всегда. И потом очень многое зависит от того, какая музыка звучит дома, в машине и звучит ли она вообще. С этим тоже все непросто… Вот и получается, что огромный народ, у которого своя песенная культура, потрясающие композиторы и поэты, перестает петь. А если мы это потеряем, то как нация просто перестанем существовать.

- Процесс уже необратим? Или можно вернуть людей к своей родной музыке?

В.К. Я уже говорил ранее, что музыкальная и песенная традиции у каждого народа в крови, в генах. У меня много друзей с Кавказа я знаю, как бережно они хранят свои песни, свои обычаи. Я много раз видел, как, грузины, например, затягивают свое удивительное многоголосие и все как один сливаются в едином песенном порыве. Понимаете, они поют, и каждый испытывает чувство гордости от того что он – грузин! А теперь задайтесь вопросом, давно ли вы видели человека, который бы просто пел что-то свое родное и при этом был горд от того, что он – русский? Непросто ответить, правда?

У нас в стране есть очень интересные коллективы, исполняющие русские песни и в традиционном звучании и в современной обработке, есть исполнители с отличным вокалом, работающие в стиле поп или рок-фолка. Есть «Иван Купала», есть Пелагея, есть, скажем, потрясающий проект «Этносфера». Вместе с великолепными музыкантами, которые принимают участие в этом проекте, мы сейчас работаем над программой казачьих песен. Я очень надеюсь, что в следующем году смогу привезти ее в ваш город.

Можно и нужно приобщать молодежь и детей к хорошей песне, к народной традиции, но только не надо ничего навязывать. Надо просто им дать возможность услышать другую музыку…

- Вы работаете со многими оркестрами, ансамблями, инструменталистами. В Хабаровске вы пели под аккомпанемент ансамбля народной музыки «Коробейники» под управлением Анатолия Затеева. Как быстро вы смогли найти общий язык, какое у вас осталось впечатление?

В.К. Знаете, есть некий стереотип мышления по отношению к народным ансамблям. Мол, ну что они могут, эти балалайки с баянами… Поверьте, могут и очень многое. И не только русская народная музыка, но и советская эстрада звучит великолепно в исполнении народных инструментов, и неаполитанские песни, и та же "Bessame mucho"… всего не перечислишь, надо просто прийти и послушать! А уж тем более, когда во главе стоит великолепный музыкант, у которого есть и вкус и чувство стиля и интерес к музыке самых разных жанров…Можете мне поверить, я очень много езжу, есть с чем сравнивать и могу совершенно уверенно сказать, что столь профессиональных коллективов, как ансамбль Анатолия Затеева, не так много, в том числе в Москве и Петербурге.

Общий язык мы нашли очень быстро. С первых же минут репетиции мы стали понимать друг друга с полуслова. Буквально за две репетиции мы собрали весь концерт, и как мне кажется, работая на сцене, получили друг от друга массу положительных эмоций.

- Каждый артист выходит на сцену с определенной, индивидуальной исполнительской установкой. Для чего выходите к своим слушателям вы?

В.К. Я выхожу на сцену, чтобы хотя бы на два часа людей, сидящих в зале, сделать счастливыми. Посредством песен я люблю рассказывать своим зрителям разные истории, делиться с ними своими переживаниями, эмоциями. И если я вижу, что после концерта на меня смотрят благодарные лица, которые светятся радостью и счастьем… я понимаю, что не зря сегодня выходил на сцену.

- Я знаю, что вы не любите делить культурную жизнь на столичную и провинциальную, но это все же объективно существует. Скажите как человек, который много поездил по стране и многое видел, чем наш зритель отличается от столичного?

В.К. Конечно, в Москве и Петербурге культурная жизнь бьет ключом, но высокий ритм жизни, непрерывная суета не дают людям остановиться, заглянуть в самого себя, найти хотя бы два часа на погружение, скажем, в симфоническую музыку…Может быть поэтому в других городах у людей в значительно большей степени осталась потребность в духовной жизни. Например, в Смоленске каждый год проходит фестиваль имени Глинки, приезжают великолепные исполнители: оркестр Плетнева, хор под управлением Минина, и многие другие… Люди ждут этого, они знают, что как минимум раз в год у них есть возможность окунуться в яркое культурное событие.

На мой взгляд, зритель за пределами Москвы, зачастую, способен услышать и почувствовать больше и глубже… хотя я могу и ошибаться. А вообще, я не люблю слово «провинция», я люблю слово «Россия». И мне очень не хочется делить свою страну на Москву, Питер и «все остальное».

- Вы знакомы с культурой дальневосточных народов, народов Сибири?

В.К. Да познакомился не так давно. Меня совершенно изумила техника горлового пения! Уверен, что в Якутии многие люди поют свои родные песни, играют на хомусе и гордятся своим народным творчеством. И пока они это делают, они будут оставаться якутами и в наш век глобализации….Я часто мечтаю - появился бы у нас канал на федеральном телевидении, где 24 часа в сутки рассказывали о национальной культуре всех народов, населяющих нашу огромную Россию! Это решило бы очень многие проблемы.

- Владислав, в завершении беседы традиционный вопрос о творческих планах.

В.К. В этом году, приехав в Хабаровск, я сделал еще один шаг к осуществлению своей мечты - выстроить свои концертные планы так, чтобы в течение сезона объехать всю страну от Калининграда до Камчатки. Я уверен, что смогу это сделать, потому что песни, которые я пою, живут в сердце каждого.

Беседовала Наталья Эллер

Vita brevis, ars longa